ТИПОГРАФСКИЕ ЗАКУЛИСЫ

Чем отличаются триадные и плашечные цвета?

При изготовлении полиграфии используется цифровая идентификация цветов. Каждый оттенок нумеруют. Эталоны указываются в специальном документе, который производится в формате веера. Так поиск оттенка не занимает много времени.

Цвета, которые получаются без цветоделения и использования растровых точек, называются плашечными. Они получили наименование spot и строго регламентируются специальными системами, которые нужны при калибровке и поиске соответствующих цветов. Например, Pantone Matching System (PMS) считается популярной в России, создана крупной компанией Pantone.

Pantone выпустил десятки каталогов стандартных цветовых моделей. Среди них есть плашечные и триадные. В типографиях распространены именно эти виды красок. Разберемся в особенностях каждой из них.

Плашечные цвета


Полное стандартное наименование — Spot Color. На этапе верстки — подготовки полиграфии к печати — плашечные цвета калибруются в программе. У пользователя есть возможность выбрать не один, а сразу несколько оттенков. Цветоделение (сепарация на множество элементов) не проводится. За исключением случаев, когда нужно конвертировать плашечные цвета в триадные. В системе предусмотрена замена заданной краски на другую, если это необходимо.

Если в ходе верстки триадные элементы не использовались, то изображение получится очень ярким. Краски в плашечных цветах ложатся насыщенно, равномерно и чисто.


Еще одна особенность — дороговизна. Поэтому, как утверждают специалисты, при печати лучше применять заказные плашечные цвета. По-другому их еще называют фирменными. Вместо смешивания и многократных краско-прогонов вы сразу получаете краску нужного оттенка.

А если в полиграфии задействуется более 4 разных цветов, рекомендуется сразу печатать ее с триадными составляющими. Иначе расходы на производство такой продукции будут просто не оправданы.

Триадные цвета


Они также называются Process Colors и объективно более востребованы, чем плашечные.

Получают триадные оттенки путем перекрещивания нескольких красок:
  • Пурпурной — Magenta.
  • Голубой — Cyan.
  • Желтой — Yellow.
  • Черной — Вlack.

Всего 4 цвета позволяют получить миллионы уникальных оттенков. Их интенсивность регулируется через количество красок в составе. Если процентное соотношение небольшое, оттенок получится светлее.

Цветовая модель триадных элементов называется CMYK, представлена в программах компании.


Как использовать плашечные и триадные цвета


Цвет задается после того, как указывается точный процент каждой краски в программе. Важно учесть, какой тип бумаги выбран для печати полиграфии. Ведь на мониторе и бумаге оттенки могут выглядеть по-разному.

Приведем другие нюансы:
  • Каждый верстак имеет актуальную библиотеку цветов, поэтому учитываются технические возможности типографии.
  • В практике производства полиграфии не принято использовать много плашечных цветов (максимум 4–5).
  • Специалисты следят за прозрачностью и цветоделением объектов, чтобы элементы композиции не перекрывали друг друга.
  • Иногда в форму для плашечных красок можно помещать лаковую. Такая печать применяется и для полиграфии с уже нанесенными триадными цветами.
  • Допускается комбинирование плашечных и триадных цветов. К примеру, для точной репродукции логотипа актуальны плашечные, а для печати других изображений, где уникальность не так важна — триадные.

Заказать качественную цветную печать можно только в типографии. Обращайтесь в «Бронепоезд» — мы печатаем полиграфию любого типа: от рекламных визиток до объемных стендов и пресс-воллов.